На главную






ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ РФ

судебная практика


Научные статьи

Недвижимость:

Ипотека

Приватизация

Долевое строительство


Семейные споры:

Основы семейного права.

Брачный договор

Алименты

Раздел жилого помещения .


Сфера труда:

Основы трудового права.

Трудовой договор

Премиальная форма заработной платы

Трудовой договор


АВТОЮРИСТ:

Комментарий к Правилам дорожного движения.

Все об Автостраховке.

Комментарий к Закону Об обязательном страховании.

Об эвакуации транспортных средств


Уголовное право.

Комментарий к Уголовному кодексу

Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу

Изнасилование.

Протоколы (приложения УПК).


Налоговая энциклопедия
























БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Rambler's Top100

Конституция, Кодексы, Законы.

Юридические услуги



Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая

"Рис. 14"


"Полоса движения" - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.


Полоса предназначена для движения в один ряд именно автомобилей. Мотоциклисты же могут двигаться по одной полосе в несколько рядов, соблюдая безопасный интервал ( рис. 15). На рис. 15 дорога с одной проезжей частью имеет четыре полосы движения, а на рис. 1 дорога с двумя проезжими частями имеет шесть полос движения.

Если разметки нет или же она не видна, то водители должны считать полосой ширину проезжей части, достаточную для движения автомобилей в один ряд.


"Рис. 15"


"Рис. 16"


"Преимущество (приоритет)" - право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения ( рис. 16).

"Прилегающая территория" - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.


Прилегающая территория расположена рядом с дорогой, но к проезжей части, к тротуарам и обочинам отношения не имеет. Водители, покидая прилегающую территорию, всегда должны уступить транспорту и пешеходам, движущимся по дороге, на которую они выезжают (п. 8.3 Правил).


"Прицеп" - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.


Прицепы - немеханические транспортные средства, несмотря на то, что приводятся в движение механическим транспортом.


"Проезжая часть" - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.


Дорога может иметь одну или несколько проезжих частей. При наличии нескольких проезжих частей они отделяются друг от друга разделительными полосами ( рис. 17). Любые линии дорожной разметки, нанесенные на проезжей части, не являются разделительной полосой.


"Разделительная полоса" - конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.


Разделительная полоса не должна использоваться безрельсовым транспортом.

На разделительных полосах могут быть проложены трамвайные пути.

Движение по трамвайным путям, расположенным на разделительной полосе, запрещено. А вот если они расположены на одном уровне с проезжей частью, то Правила допускают и даже в некоторых случаях обязывают водителей безрельсового транспорта двигаться по трамвайным путям попутного направления (п. 8.5 и 9.6 Правил).


"Рис. 17"


На рис. 17 изображена дорога, имеющая две проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой.

Не следует путать разделительную полосу с линиями дорожной разметки. Двойная линия разметки 1.3, изображенная на рис. 11, 15 и 16, не разделяет дорогу на проезжие части.

Еще раз отметим, что отделяет проезжие части друг от друга не разметка, а разделительная полоса - конструктивно выделенный элемент дороги, как правило, окаймленный возвышающимся бордюрным камнем. Следовательно, на рис. 17 дорога имеет две проезжие части, а на рис. 11, 15 и 16 - только одну. Прерывистые линии дорожной разметки 1.5 на этих рисунках разделяют проезжие части на полосы движения.

В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см.

Возвышение разделительной полосы над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.


"Разрешенная максимальная масса" - масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.


Под снаряженным автомобилем следует понимать полностью заправленный топливом автомобиль с максимальным уровнем масла и охлаждающей жидкости в агрегатах, с запасным колесом, инструментом, аптечкой, огнетушителем и знаком аварийной остановки.

Завод-изготовитель определяет разрешенную максимальную массу путем сложения массы снаряженного транспортного средства с предельно возможной массой пассажиров и груза. Полученная в результате величина устанавливается в качестве максимально допустимой. Реальная масса автомобиля в какой-либо конкретный момент является фактической. Эта фактическая масса не должна превышать разрешенной максимальной массы транспортного средства.


"Регулировщик" - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Если на перекрестке движением управляет светофор либо регулировщик, водители обязаны руководствоваться только их сигналами.

Причем сигналы регулировщика имеют приоритет над сигналами светофора (п. 6.15 Правил). А при отсутствии таких сигналов (на перекрестке нет регулировщика, светофор выключен или работает только в режиме желтого мигающего сигнала, либо вообще отсутствует), но при наличии дорожных знаков, указанных в определении главной дороги, водители должны руководствоваться именно этими знаками *(12).


"Стоянка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.


Стоянка, как и остановка, - преднамеренное прекращение движения.

Остановка отличается от стоянки временем неподвижного состояния транспортного средства, водитель которого прекратил движение, конечно, по своему желанию. Однако преднамеренное прекращение движения на время свыше 5 мин тоже будет считаться остановкой, а не стоянкой, если оно связано с непрерывной посадкой или высадкой пассажиров, погрузкой или разгрузкой транспортного средства.


"Темное время суток" - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

"Транспортное средство" - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

"Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.


Тротуар, как правило, приподнят над проезжей частью и отделен от нее бордюрным камнем. В некоторых случаях там допускается движение, остановка и даже стоянка машин (п. 9.9 и 12.2 Правил).


"Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.


Необходимость использования этих терминов возникает не только на перекрестках, но и в любых местах, где имеет место пересечение или совмещение траекторий движения транспортных средств между собой или с траекториями движения пешеходов.

На рис. 18 на перекрестке пересекаются траектории движения мотоцикла и грузового автомобиля, а также пересекаются траектории движения пешехода с траекториями движения автобуса и грузовика. На этом же рисунке совмещаются траектории движения грузового автомобиля и автобуса. То есть речь идет о конфликтных ситуациях.

На рис. 16 показаны конфликтные ситуации вне перекрестка. Здесь пересекаются и совмещаются траектории движения автомобилей. А траектории движения пешеходов пересекаются с траекториями движения транспортных средств. В этих ситуациях действия участников дорожного движения всегда регламентируется Правилами. Если же траектории движения и транспортных средств и пешеходов не пересекаются и не совмещаются, то они могут двигаться одновременно ( рис. 19).


"Рис. 18"


"Рис. 19"


"Участник дорожного движения" - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.


В России и большинстве зарубежных стран по традиции принято правостороннее движение. Поэтому на дорогах с двусторонним движением транспортные средства должны двигаться по правой стороне проезжей части. При таком расположении на проезжей части встречные транспортные средства будут разъезжаться друг с другом со стороны левых бортов.


1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию.

1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Лица, нарушившие Правила, могут быть подвергнуты административной, уголовной ответственности в зависимости от того, насколько серьезно нарушение и каковы его последствия. *(13)

Лица, нарушившие Правила, могут быть также подвергнуты гражданской ответственности. Так, статья 1079 Гражданского кодекса РФ предусматривает ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. Приведем извлечение из нее:

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на другом законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством).

2. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

3. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновение транспортных средств и т.п.) третьим лицам, по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.


2. Общие обязанности водителей

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки:

водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории (рис. 20, 21 *(14)), а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения - временное разрешение (рис. 22);

регистрационные документы на данное транспортное средство *(15), а при наличии прицепа - и на прицеп;

документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа - и на прицеп - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;

в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом (рис. 25).

В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Российской транспортной инспекции лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы *(16).


Все документы, о которых идет речь в комментируемом пункте Правил, необходимо предъявлять исключительно сотрудникам милиции, а не всем лицам, уполномоченным регулировать дорожное движение.

Дорожным движением помимо сотрудников милиции могут управлять также сотрудники военной автоинспекции, работники дорожно-эксплуатационной службы, дежурные на железнодорожном переезде или на паромной переправе (п. 1.2 Правил, термин "Регулировщик"). Следовательно, сотрудникам военной автоинспекции, работникам дорожно-эксплуатационной службы, дежурным на железнодорожных переездах и паромных переправах водители не обязаны передавать документы, хотя все распоряжения этих лиц по порядку дорожного движения для водителей обязательны.


2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями (допускается не пристегиваться ремнями детям до 12 лет в соответствии с п. 22.8 Правил, обучающему вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый, а в населенных пунктах, кроме того, водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб *(17), имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности). При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.


Паспорт транспортных средств


Свидетельство о регистрации транспортного средства


Правила обязывают водителя не только самому пристегнуться ремнями, но и проследить за тем, чтобы пассажиры, сиденья которых оборудованы ремнями безопасности, также пристегнули их.

У пассажиров и водителей, пользующихся ремнями, при столкновении в два раза, а при опрокидывании - в пять раз больше шансов сохранить жизнь. При скорости движения до 60 км/ч восемь человек из десяти, пристегнутых ремнями, вообще не получают травм.

Следует разъяснять водителям, что не всегда достаточно просто пристегнуть ремень. Главное - обеспечить достаточное прилегание ремня безопасности. Ладонь на уровне груди должна проходить под ним с натягом. Здесь речь идет о ремнях безопасности, требующих специальной регулировки. Современные автомобили в настоящее время оборудуются инерционными ремнями безопасности, автоматически настраивающимися под антропометрические параметры водителей и пассажиров. Серьезную угрозу представляет ремень наброшенный, но не пристегнутый. При столкновении его металлическая пряжка может "хлыстом" ударить прямо в висок.

Следует также разъяснять участникам движения, что ремень сможет спасти водителя и пассажиров и при пожаре транспортного средства. В загоревшемся автомобиле обычно погибает лишь тот, кто от удара потерял сознание. Пожар, как правило, возникает при серьезных дорожно-транспортных происшествиях, когда вероятность получения тяжелой травмы особенно велика. Ремень безопасности увеличивает шансы пассажиров и водителя сохранить сознание и самостоятельно выбраться из автомобиля.

Ремень безопасности удержит водителя и пассажиров на своих местах, не даст им вылететь из автомобиля и получить дополнительные травмы. Находясь в автомобиле, человек имеет шанс остаться в живых в 10 раз больший, чем вылетая из него.

Правилами установлено несколько категорий лиц, которым разрешено не пристегиваться ремнями безопасности:

1) дети до 12 лет, находящиеся в легковом автомобиле на заднем сиденье (на переднем сиденье детей такого возраста можно перевозить только в специальном детском кресле);

2) обучающим вождению разрешается не пристегиваться, когда за рулем находится обучаемый, поскольку обучающий должен иметь свободу действий, чтобы при необходимости

своевременно вмешаться в управление автомобилем. Обучаемый должен пристегнуться, поскольку он является водителем;

3) водители и пассажиры автомобилей оперативных служб. Причем эта льгота распространяется на них только при движении в населенных пунктах, поскольку там предельные скорости движения меньше.

Все водители и пассажиры мотоциклов без исключений должны находиться в застегнутых мотошлемах. Движение любого лица на мотоцикле без застегнутого мотошлема является нарушением Правил.


2.2. Водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан:

иметь при себе регистрационные документы на данное транспортное средство (при наличии прицепа - и на прицеп) и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении;

иметь на данном транспортном средстве (при наличии прицепа - и на прицепе) регистрационный и отличительный знаки государства, в котором оно зарегистрировано.

Водитель, осуществляющий международную автомобильную перевозку, обязан останавливаться по требованию работников Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации в специально обозначенных дорожным знаком 6.13 контрольных пунктах и предъявлять для проверки транспортное средство, а также разрешения и другие документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.


Конвенция о дорожном движении 1968 г. установила, что каждое подписавшее ее государство считает действительным на своей территории любое действующее национальное водительское удостоверение, если оно составлено на национальном языке этой страны либо имеет заверенный перевод. Такое удостоверение на территории другого государства действует в рамках указанных в нем категорий транспортных средств.

В Российской Федерации международное водительское удостоверение, отвечающее требованиям Конвенции о дорожном движении, можно получить в Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Образец бланка международного водительского удостоверения утвержден приказом МВД РФ от 28 сентября 1998 г. N 603 (рис. 26). Международное водительское удостоверение выдается при предъявлении водительского удостоверения, действующего на территории России.

Срок действия международного водительского удостоверения, выдаваемого в России, не может превышать трех лет. Кроме того, международное удостоверение для жителей РФ недействительно внутри страны. Управление транспортными средствами для граждан РФ в границах России разрешено только при наличии водительских удостоверений, описание которых приведено в п. 2.1.1 Правил *(18).


2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения *(19).

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.


Правилами предусмотрено разделение неисправностей транспортных средств на две группы. Первая группа включает в себя те неисправности, при возникновении которых запрещается движение транспортных средств. Они указаны во втором предложении комментируемого пункта Правил.

Вторая группа включает в себя неисправности, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортных средств, но не запрещается их движение. При обнаружении таких неисправностей (они приведены в приложении к Основным положениям) водитель должен устранить их на месте, а если это невозможно, то следовать к месту ремонта или стоянки, соблюдая меры предосторожности.

Например, если на автомобиле из-за неисправности не горят фары или задние габаритные огни, то в темное время суток или в условиях недостаточной видимости на таком автомобиле движение запрещено, независимо от того, освещена дорога или нет.

Перед выездом и в пути водитель должен следить за исправностью своего транспортного средства, определяя возможность его эксплуатации и движения по отсутствию неисправностей, указанных в комментируемом пункте Правил и в приложении к Основным положениям.


2.3.2. Проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения. В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.


Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2002 г. N 930 утверждены Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов. В соответствии с ним Министерством здравоохранения РФ издан приказ от 14 июля 2003 г. N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" *(20).


2.3.3. Предоставлять транспортное средство:

сотрудникам милиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством;

медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.


Примечание. Лица, воспользовавшиеся транспортным средством, должны по просьбе водителя выдать ему справку установленного образца или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования своей организации), а медицинские и фармацевтические работники - выдать талон установленного образца.

По требованию владельцев транспортных средств федеральные органы государственной охраны и органы федеральной службы безопасности возмещают им в установленном порядке причиненные убытки, расходы либо ущерб в соответствии с законодательством.


Водитель, перед тем как предоставить свое транспортное средство, вправе потребовать у лиц, указанных в комментируемом пункте Правил, служебное удостоверение.


2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 6.13 контрольных пунктах - также работникам Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации.

Работники Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком.

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.


Требовать у водителя документы и проверять их имеют право лишь сотрудники милиции и, в рассмотренных выше случаях, работники Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ.

Контроль за соблюдением водителями транспортных средств Правил дорожного движения в системе органов внутренних дел РФ является исключительной компетенцией сотрудников ГИБДД и участковых инспекторов милиции.

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать "Скорую медицинскую помощь", а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;

освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.


Причастный к происшествию водитель не во всех случаях виновен в нем. Поэтому комментируемый пункт Правил распространяет свое действие на всех водителей, чье транспортное средство явилось атрибутом происшествия. Например, был сбит пешеход, неожиданно вышедший на проезжую часть из-за автомобиля, стоящего у края дороги в разрешенном месте. Водитель этого автомобиля причастен к происшествию, но его вины в этом происшествии нет. Несмотря на это, ни уехать, ни тронуть с места свое транспортное средство он не может.

Во всех случаях при возникновении ДТП водители обязаны немедленно остановить транспортное средство, а если оно стояло на месте, не приводить его в движение. Затем следует обозначить транспортные средства, причастные к происшествию так, как указано в комментируемом пункте Правил. Владельцы транспортных средств в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" при наступлении страхового случая обязаны заполнить предусмотренные этим законом документы.

Страховой случай - наступление гражданской ответственности страхователя, иных лиц, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату.

Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить потерпевшим причиненный вред, составляет 400 тыс. руб., а именно:

в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, - 240 тыс. руб. и не более 160 тыс. руб. при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего;

в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, - 160 тыс. руб. и не более 120 тыс. руб. при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.


2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в орган милиции для оформления происшествия.


Допускается не вызывать сотрудников милиции только при незначительных происшествиях, когда нет пострадавших, материальный ущерб невелик и нет споров по распределению ответственности за случившееся. Однако очень важно грамотно составить схему происшествия и обязательно ее подписать.

На схеме следует показать наиболее важные моменты механизма ДТП:

точки, места столкновения;

расположение ТС;

следы торможения, юза, заноса, скольжения, отделившейся грязи и т.д.;

отдельные следы, оставленные на дорожном покрытии (выбоины, царапины, маслянистые пятна и т.д.);

отдельные узлы и детали, отделившиеся от автомобиля при столкновении, и т.д.

Схема служит для того, чтобы зафиксировать примерное взаимное расположение наиболее важных объектов на месте ДТП относительно дороги и предполагаемого места столкновения с указанием на ней требуемых замеров (размеров).

При составлении схемы также следует зафиксировать обстоятельства, относящиеся к дорожной обстановке: интенсивность, равномерность и скорость движения транспорта на дороге или улице, где произошло происшествие, а также общее состояние дороги, ее ширины, рядности (полос) движения, наличие уклонов, подъемов, поворотов, вида покрытия. Необходимо указать освещенность трассы, состояние погоды, профиль пути, наличие деревьев, расположение других автомашин на проезжей части. Сопоставление и анализ указанных обстоятельств позволяют правильно оценить дорожную обстановку на месте ДТП и облегчить дальнейшее расследование.

Кроме того, водители поврежденных транспортных средств, желающие получить возмещение ущерба в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", должны оформить соответствующие документы.


2.7. Водителю запрещается:

управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории или в случае его изъятия в установленном порядке - временного разрешения кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил;

пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;

употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;

управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок - международными договорами Российской Федерации;

пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.


3. Применение специальных сигналов

3.1. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8-18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности движения.

Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.

Этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, в случаях, установленных настоящим пунктом. На сопровождаемых транспортных средствах должен быть включен ближний свет фар.

На транспортных средствах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Военной автомобильной инспекции дополнительно к проблесковому маячку синего цвета может быть включен проблесковый маячок красного цвета.

3.2. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства и сопровождаемых им других транспортных средств.


"Рис. 27"


"Рис. 28"


Водители автомобилей оперативных служб с включенным проблесковым маячком синего цвета могут двигаться в любом направлении, независимо от сигналов светофоров, указаний дорожных знаков и разметки знаков. При этом на автомобиле совместно с синим маячком должен быть включен специальный звуковой сигнал ( рис. 27). Кроме того, его водителю необходимо убедиться, что другие участники движения уступают дорогу.

Для лучшего привлечения внимания участников дорожного движения к спецтранспорту дополнительно к синему проблесковому маячку можно включить маячок красного цвета.

Если оперативный автомобиль сопровождает другое транспортное средство или колонну, то следует уступить всем сопровождаемым транспортным средствам. На сопровождаемых транспортных средствах должен быть включен ближний свет фар ( рис. 28).

При выключенном проблесковом маячке синего цвета, установленном на оперативном транспорте, их водители обязаны двигаться в строгом соответствии с требованиями Правил, устанавливающими порядок движения обычного транспорта.


3.3. Приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости.


Данное указание позволяет снизить движение транспортного потока на конкретном участке до безопасной величины. Такая потребность может возникнуть при движении мимо мест ДТП, участков дорог, на которых проводятся ремонтные работы, наносится дорожная разметка и т.п.


3.4. Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета должен быть включен на транспортных средствах при выполнении работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке и транспортировке поврежденных, неисправных, а также иных транспортных средств в предусмотренных законом случаях, на транспортных средствах, участвующих в дорожном движении, габариты которых превышают нормы, установленные пунктом 23.5 настоящих Правил, а также на транспортных средствах, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные грузы, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные и сильнодействующие ядовитые вещества, и в случаях, установленных специальными правилами, - на транспортных средствах, сопровождающих такие перевозки. Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.

3.5. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета при выполнении работ по строительству, ремонту или содержанию дорог могут отступать от требований дорожных знаков (кроме знаков 2.2, 2.4-2.6, 3.11-3.14, 3.17.2, 3.20) и дорожной разметки, а также пунктов 9.4-9.8 и 16.1 настоящих Правил при условии обеспечения безопасности движения.

Водители транспортных средств, участвующих в дорожном движении, габариты которых превышают нормы, установленные пунктом 23.5 настоящих Правил, транспортных средств, перевозящих крупногабаритные грузы, и транспортных средств, сопровождающих такие перевозки, с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета могут отступать от требований дорожной разметки и пункта 9.7 настоящих Правил при условии обеспечения безопасности движения.


Проблесковые маячки оранжевого или желтого цвета преимущества в движении не дают, и уступать дорогу таким транспортным средствам Правила не требуют. Так, например, водитель уборочной машины с включенным проблесковым маячком оранжевого цвета при запрещающем сигнале светофора обязан прекратить движение ( рис. 29). При разрешающем сигнале светофора данное транспортное средство может двигаться в любом направлении ( рис. 30), так как выполняет уборочные работы. Правила обязывают прочих водителей не препятствовать работе таких транспортных средств. Например, зимой водителю не следует ставить свою машину в зоне работы снегоуборщика, даже если останавливаться в этом месте не запрещено.


"Рис. 29"


"Рис. 30"


3.6. Водители транспортных средств организаций федеральной почтовой связи и транспортных средств, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы, могут включать проблесковый маячок бело-лунного цвета и специальный звуковой сигнал только при нападениях на указанные транспортные средства. Проблесковый маячок бело-лунного цвета не дает преимущества в движении и служит для привлечения внимания сотрудников милиции и иных лиц.

4. Обязанности пешеходов

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

4.3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика ( рис. 31 и 32) или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.


"Рис. 31"


"Рис. 32"


4.7. При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4-4.7 Правил.


5. Обязанности пассажиров

5.1. Пассажиры обязаны:

при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле - быть в застегнутом мотошлеме;

посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

5.2. Пассажирам запрещается:

отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

открывать двери транспортного средства во время его движения.


6. Сигналы светофора и регулировщика

6.1. В светофорах применяют световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета.

В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и Х-образные.

Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.


Выбор красного, желтого и зеленого цветов для регулирования дорожного движения не случаен. Лучи красного света распространяются в атмосфере лучше всего. В дождливую и туманную погоду, а также в темное время суток они видны на значительном расстоянии. Желтый сигнал виден хуже красного, но лучше зеленого. Он хорошо заметен и наиболее подходит для предупреждающего сигнала. Разрешающий сигнал светофора сделали зеленым для того, чтобы участники дорожного движения могли легко отличить его от запрещающего и предупреждающего сигналов.

Светофоры должны соответствовать требованиям ГОСТ 25695, а их размещение и режим работы - требованиям ГОСТ 23457.

В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" отдельные детали светофора либо элементы его крепления не должны иметь видимых повреждений и разрушений.

Рассеиватель не должен иметь трещин и сколов.

Символы, наносимые на рассеиватели, должны распознаваться с расстояния не менее 50 м.

Отражатель не должен иметь разрушений и коррозии, вызывающих появление зон пониженной яркости, различимых с расстояния 50 м. В процессе эксплуатации допускается снижение силы света сигнала светофора в осевом направлении не более чем на 30% значений, установленных по ГОСТ 25695.

Замена вышедшего из строя источника света должна быть проведена в течение суток с момента обнаружения неисправности, а поврежденной электромонтажной схемы в корпусе светофора или электрического кабеля - в течение трех суток.

Сигнальные столбики и маяки следует устанавливать в соответствии с требованиями ГОСТ 23457. Они не должны иметь видимых разрушений и деформаций и должны быть отчетливо видны в светлое время суток с расстояния не менее 100 м.


6.2. Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:

зеленый сигнал разрешает движение;

зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);

желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;

желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;

красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.

Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.


Следует подчеркнуть, что зеленый мигающий сигнал не запрещает движение. В таких условиях в зависимости от ситуации с учетом состояния проезжей части и плотности транспортного потока водитель должен самостоятельно принять решение: либо снижать скорость и останавливаться, либо продолжать движение, в разрешенных пределах увеличивая скорость.

Зеленый сигнал мигает обычно 3-4 секунды. Столько же горит и желтый. Все это увеличивает время предупреждения участников движения о включении красного сигнала светофора.

Если желтый сигнал включается после красного, то движение по-прежнему запрещено. А вот когда зеленый сигнал сменяется желтым сигналом, то продолжать движение можно только в том случае, если для остановки придется прибегнуть к экстренному торможению (см. п. 6.14 Правил).


6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов *(21), имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.


Далее >>>>>>>>>>>>

Образцы документов

1. Договоры
2. Исковые заявления
3. Доверенности
4. Учредительные документы
5. Адреса мировых судов г.Челябинска
6. Адреса районных судов г.Челябинска
7. Арбитражный суд Челябинской области
8. Адрес Челябинского областного суда


Юридические услуги в сфере автострахования, ДТП, Судебных разбирательств со страховыми компаниями.

Юридические услуги представителя в суде по гражданским делам

Юридические консультационные услуги консультации: по эл. почте, по телефону, выездные.

Юридические услуги для организаций. Абонентское обслуживание, Арбитражный процесс и пр.

Регистрация и ликвидация юридических лиц различной правовой формы.

Юридические услуги: составление исковых заявлений, договоров иных документов.

Юридические Услуги в сфере защиты прав потребителей.

Юридические Услуги в семейном праве. Оформление наследства, опека и попечительство. Бракоразводный процесс.

Юридические Услуги в сфере недвижимости. Регистрация, сопровождение сделок, приватизация и пр.

Челябинск 2014
Юридическая компания "Форлекс", 454048 г.Челябинск, ул.Доватора, д.48 оф.410
Тел.: 8 (351) 230-66-90, 248-48-86, 248-28-68
pravo174@bk.ru